Для повышения мощности и улучшения топливной экономичности иногда бывает целесообразно повысить степень сжатия двигателя. У МеМЗ-968 она составляет 7.2, что конечно, ниже, чем у современных двигателей. Для этого плоскость, на которую опирается головка цилиндров, фрезеруется на определенную глубину. Камера сгорания имеет довольно простую в плане форму, так что рассчитать, что получится при снятии слоя металла не составляет труда. Объем, удаляемый при снятии 1 мм металла составляет 3.187 см3 (рассчитано по результатам обмера камеры и подтверждено при проливке). Исходные данные для расчета следующие: рабочий объем одного цилиндра Vh=299.25 см3; степень сжатия e=7.2.
Суммарный объем камеры сгорания
Vc = Vh/(e-1) = 299.25 / (7.2-1) = 48.266 см3
Этот объем больше, чем приведенный в руководстве по ремонту (41.5-43.2 см3). Защемленный объем образуется за счет надпоршневого зазора, а также пространства над верхним поршневым кольцом.
При фрезеровании суммарный объем камеры сгорания уменьшается на ту же величину, что и объем камеры в головке. Результаты расчета сведены в таблицу.
Толщина срезаемого слоя, мм |
0
|
1
|
1.5
|
2
|
2.5
|
3
|
3.5
|
4
|
|
Суммарный объем камеры сгорания, см3 |
48,266
|
45,079
|
43,485
|
41,892
|
40,298
|
38.705
|
37,111
|
35,518
|
|
Степень сжатия | D=76 мм |
7.2
|
7,6
|
7,9
|
8,1
|
8,4
|
8,7
|
9,1
|
9,4
|
D=79 мм (поршневая группа - ВАЗ) |
7.7
|
8,2
|
8,4
|
8,7
|
9,0
|
9,4
|
9,7
|
10,1
|
Примечания:
1. Объем, удаляемый при фрезеровании несколько отличается от цилиндрического, ввиду этого при большой толщине срезаемого слоя степень сжатия может дополнительно (по сравнению с данными, приведенными в таблице) увеличиться.
2. При больших степенях сжатия (8.4 и выше) наряду с высокооктановым бензином применять высококачественные масла, если степень сжатия более 9 - рекомендуется увеличение производительности масляного насоса, кроме этого желательно проработать схему орошения поршней маслом.