Трицикл с Запорожским двигателем.

 

CUSTOM ОТ ЖУКОВСКОГО.

     Вначале было слово! ...
     ...!!! - первое, что вырвалось у меня, когда я увидел ЭТО. ЭТО подъехало, и моментально образовалась толпа зевак размером с полк. ОНО было похоже на гибрид краба-мутанта и небольшого лунохода, стойко навевавшее ассоциации со «Звездными войнами» и «Мэд Максом 2».

     На нем (или скорее в нем) виднелась знакомая фигура Лехи Якубовича, тщетно пытающегося слезть со своего монстра и продраться сквозь толпу. После продолжительных расталкиваний, тычков под ребра и ударов ногой в челюсть (шутка), Леха проталкивается ко мне, и я начинаю забрасывать его дурацкими вопросами.
     Я: Леха, а как же все-таки называется твое произведение?
     Л: Вообще-то это трицикл, вещь весьма распространенная среди самодельщиков всего мира, а я зову его просто – черный.
     Я: ???
     Л: Относительно недавно я сделал еще один трицикл, так он у меня желтый, а этот, соответственно – черный.
     Я: А когда, собственно, ЭТО было сделано?.
     Л: В первоначальном виде – два года тому назад, но тогда это был совсем другой аппарат. Больше для показухи, чем для езды, так сказать, «генеральского выезда». А сейчас, это полноценное транспортное средство для каждодневной езды, которое к тому же может выполнять всяческие не свойственные для такого агрегата трюки, например, легко встать «на козла». И хотя первоначальный вариант я сделал всего за зиму, доводка и улучшения заняли у меня полтора года. Оно того стоило. Была заменена подвеска, изготовлена новая вилка с титановыми перьями, поставлены передние дисковые тормоза, двигатель был полностью переделан и «поджат» до 50-ти лошадей, новый руль и удобное расположение приборов, а также много других незначительных, но необходимых изменений, которые позволяют теперь ездить на этом трицикле быстро, надежно и с большим удовольствием.
     Я: А почему тебя пробило именно на трицикл?
     Л: Идея родилась на 1-ом Международном Российском Байк-Шоу. Когда я увидел, что среди самоделок только мотоциклы, то подумал: «А не попробовать ли сделать трицикл?». Тем более , что на видеокассетах с фирменных Байк - Шоу, я видел большое количество трициклов. А у нас ни одного. Непорядочек!
     Я: А где ты взял чертежи?
     Л: А нигде! Их попросту негде взять. Единственное, что я видел, это общий вид на тех самых фирменных видеокассетах. Даже более подробные картинки в забугорных журналах я увидел уже после того, как собрал свой трицикл. И самое интересное, что я сам додумался именно до той оптимальной конструкции, которую используют во всем мире.
     Я: Предлагаю копнуть поглубже. Из чего ты его сделал?
     Л: Двигатель от обычного, всем известного «Запорожца», конечно переделанный, а рама полностью самодельная, из водопроводных труб. Коробка и подвеска тоже от «Запора», а передняя вилка, как и рама, так сказать – «CUSTOM». Глушаки от HONDA CB 750, а колеса – сам не знаю от чего. Просто нужны были такие, я и нашел. Особая фишка - масляный радиатор, он от вертолета МИ - 8. Бак от «Симсона». Все остальное тоже наполовину от чего-то, наполовину делал сам.
     Я: В общем – сборная солянка. Одно непонятно. Как же эта груда железяк, собранных, прямо скажем, «на глазок», умудряется не развалиться на первом километре.
     Л: Обижаешь, однако. Во-первых, были расчеты и довольно серьезные. Помог предыдущий опыт. До этого я сделал на редкость удачный мотоцикл (кстати, тоже с запорожским движком). Во-вторых, я уже сказал, что до нынешнего состояния трицикл дошел после полутора лет доводки и улучшений. Кстати, недавно он прошел серьезное испытание. Я участвовал в фестивале прессы «Вся Россия-98», в рамках которого был организован большой автопробег. Если учесть, что на него я попал с другого слета, то получится, что в общем я проехал на трицикле около 2000 км. Все работало отлично. Единственно только, пришлось 2 раза перебирать движок из-за своей же ошибки. При его форсировании я перестарался с поршневыми зазорами и сделал их очень плотными, как на «водянке», в результате чего получил на свою задницу большой геморрой с гаечными ключами и маслом. Зато теперь все зашибись, и можно своим ходом ехать хоть в Африку, даже продавать не хочется
     Я: Кстати, насчет продажи. Стало быть ты его делал, что бы «бабулек» зашибить?
     Л: Да нет. Делал потому, что мне это нравится. А для того, чтобы продать, надо сначала официально оформить и документы получить. Т.е. собрать справки: где покупались номерные агрегаты (двигатель), нарисовать чертеж в трех проекциях, сделать описание конструкции, приложить к этому справку о квалификации сварщика (кто варил раму), затем добиться рассмотрения авторитетной комиссии (например в МАДИ), отовсюду получить положительные отзывы, поставить на учет в ГАИ, снять, найти покупателя на такого рода технику и все, дело в шляпе. Всего-то годик другой поковыряться и деньги в кармане. Так что пусть у меня побудет.
     Я: А как же ездить, без документов-то?
     Л: Молча. Хотя нет. Молча не получается. Ведь менты останавливают для того, чтобы посмотреть и расспросить, но, а когда расскажешь как его делал, то, как правило, всегда отпускают. Все же прекрасно, все понимают. Езжу пока.

Технические 
характеристики:
Год изготовления:
1996
Система охлаждения:
воздушно-масляная
Двигатель:
ЗАЗ 968 модернизированный и форсированный до 50 л.с.
1200 см3
Рама:
трубчатая – стальная (самодельная)
Коробка передач:
стандартная ЗАЗ 968
Тормоза:
передние дисковые
задние барабанные
Вилка:
короткорычажная параллелограмная; перья – титан, остальное – нержавейка
Бак:
от «SIMPSON», объем - 8 л
Колеса:
переднее: спицованное, 19 дюймов
задние: автомобильные на литых дисках
резина - 295/50 R 15
Максимальная скорость:
120 км/ч
Расход топлива:
8 литров на 100 км.

     На этом наша содержательная беседа была прервана появлением фотографа, и мы поехали фотографироваться на карьер. Там я в действительности убедился в невероятных ходовых качествах лехиного пипелаца. Трицикл легко ездил по глубокому песку, залезал на крутые бугры, скакал по рельсам и выделывал такие кренделя, что за Леху иногда было страшновато. И в то же время присутствовала прямо-таки какая-то гордость оттого, что есть у нас люди с руками и головой, способные сделать такое, что кроме как произведением искусства не назовешь.

 

 

Записал Вадим ДАШУК
Фото Олег КАРАДЖА

 

ТРИЦИКЛ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Подмосковный город Жуковский - авиационная "мекка" России. Здесь расположены крупнейшие отраслевые научно-исследовательские институты, филиалы всех самолетостроительных фирм страны и регулярно проводятся авиационные салоны мирового уровня. По численности населения город нельзя отнести к разряду крупных или даже больших и, казалось бы, все проживающие в нем должны быть влюблены именно в авиацию. Однако Алексея Якубовича трудно причислить к ним, его страсть - мотоциклы.
На счету Алексея несколько самостоятельно построенных мотоциклов, в том числе с двигателем от "Запорожца", и два трицикла. На страницах нашего журнала встречалось много машин этого типа, но подобных по конструкции не было. Один свой трицикл Алексей выполнил на базе кузова, двигателя и задней подвески автомобиля "Фольксваген - Жук", а другой - двигателя и задней подвески "Запорожца" ЗАЗ-968. Оба транспортных средства спроектированы в "суперчоперном" стиле, что наложило на конструкцию не только особые требования по тщательности отделки, но, к сожалению, и ограничение по ее маневренности. Связано это с большим выносом переднего колеса и наклоном его вилки - на больших скоростях (свыше 100 км/ч) машина плохо "слушается руля" и может не хватить прочности рычагов передней подвески при попадании колеса на неровности дороги.
В качестве иллюстрации рассмотрим второй вариант трицикла А.Якубовича.
Все агрегаты машины собраны на сварной трубчатой пространственной раме, в основе которой лежат гнутые лонжероны и две поперечные балки. В задней части рамы верхние и нижние лонжероны попарно (левые и правые) объединены между собой. В эти же узлы вварены подкосы центральной балки. В вертикальной плоскости лонжероны зафиксированы нижней дугой и внутренними проушинами крепления рычагов задней подвески. Кроме того, все места стыков труб усилены мощными стальными косынками. Узел же "центральная балка - верхний основной лонжерон" имеет силовой короб.

Для подсоединения к раме амортизаторов задней подвески верхняя балка оснащена специальными стаканами, выполненными по аналогии с автомобильными.

Трубчатые рамки для подножек пассажира приварены к косынкам и подкосам центральной балки и, обшитые с двух сторон стальным листом (s3), служат для установки на них, во-первых, подножек пассажира (типа мотоциклетных), во-вторых, отбойников подвески и, в-третьих, подкосов консоли крепления задних крыльев. Все перечисленные детали и узлы (в том числе и передняя консоль крыла) были приварены к раме в процессе предварительной сборки трицикла.

Узел педалей управления состоит из подножек, рычагов, оси и выносов, вваренных в нижнюю поперечину, закрепленную на раме двумя кронштейнами и подкосом. К последнему подходит и направляющая хвостовика механизма переключения скоростей. Вообще компоновка трицикла не мотоциклетная - чаще всего используемая у нас, а достаточно распространенная за рубежом. Двигатель помещен не в "базу", а отодвинут назад за ось заднего моста, что приводит к смещению центра тяжести в ту же сторону. Машина с такой центровкой получается очень ретивой и легко встает на дыбы при резкой даче "газа". Опытному "наезднику" это не мешает, а наоборот, помогает выполнять, может, и рискованные, но захватывающие дух трюки.

Силовой агрегат от "Запорожца" (двигатель, сцепление и коробка переключения передач) практически не дорабатывался. К нему добавились только некоторые агрегаты: установлен масляный радиатор от вертолета, воздушный фильтр заключен в сверкающий хромом цилиндрический корпус и от каждого цилиндра выведено по фирменному (от "Хонды") глушителю Остальное все "родное" - от ЗАЗ-968. Закреплен мотор на раме штатными узлами в трех точках. Две из них находятся в верхних углах арки, образованной задними частями лонжеронов и верхней балкой, а третья - на полке между нижними лонжеронами, где располагается передняя часть КПП. Скорости переключаются рычагом, связанным через


Общий вид трицикла:
1 - колесо переднее; 2 - крыло переднее (от мотоцикла "Ямаха"); 3 - подвеска переднего колеса, рычажная; 4 - фара; 5 - кронштейн фары; 6 - корпус спидометра (СтЗ, хромирование); 7 - бак топливный; 8 - рычаг переключения передач; 9 - коробка переключения передач; 10 - аккумулятор; 11 - спинка сиденья; 12 - блок задних фонарей; 13 - фильтр воздушный; 14 - двигатель; 15 - вентилятор; 16 - радиатор масляно-воздушный; 17 - глушители (от мотоцикла "Ямаха"); 18 - колесо заднее (295x50x15); 19 - муфта эластичная; 20 - тяга тормоза (Х18Н9Т, труба 12x1); 21 - педаль тормоза; 22 - клаксон; 23 - подкос заднего крыла (СтЗ, труба 15x1,5, хромирование); 24 - амортизатор (от автомобиля ЗАЗ-968); 25 - каркас крепления глушителей и радиатора (Х18Н9Т, труба 18x1,5); 26 - крыло заднее; 27 - консоль крепления крыла (СтЗ, труба 28x1,5); 28 - консоль передняя (Х18Н9Т, труба 12x1); 29 - кронштейн крыла (Х18Н9Т, лист s 1,5); 30 - рычаг подвески заднего колеса (от ЗАЗ-968); 31 - рукоятка "газа"; 32 - рычаг переднего тормоза; 33 - корпус замка зажигания (СтЗ, хромирование); 34 - педаль сцепления; 35 - тяга сцепления (X18Н9Т, труба 12x1); 36 - механизм переключения скоростей; 37 - руль (Х18Н9Т, труба 25x3).


шарнир "жигулевского" типа с хвостовиком коробки. Он выведен под левую руку, так как правая рука, по-мотоциклетному, постоянно находится на рукоятке "газа".

Особое место в конструкции трицикла занимает редко встречающаяся рычажная подвеска переднего колеса. Две пары ее титановых консолей уравновешены пружинами от "ижевских" амортизаторов и вертолетных агрегатов. Консоли соединены между собой поперечными рычагами оригинальной формы, через которые проходит и ось колеса. При движении колеса вверх под воздействием какого-либо препятствия на дороге нижние, более жесткие пружины, сжимаясь, стремятся вернуть его


Рама (все детали выполнены из СтЗ):
1 - колонка рулевая; 2 - косынки (лист s5); 3 - лонжерон основной, верхний (труба 60x3); 4 - подкос (труба 34x2); 5 - короб усиливающий (лист s3); 6 - кронштейн платформы под аккумулятор (уголок 50x50); 7 - лонжероны верхние (труба 34x2); 8 - дуга нижняя (труба 34x2); 9 - рамка подножки пассажира (труба 22x1,5); 10 - подкосы центральной балки (труба 52x3); 11 - стаканы амортизаторов; 12 - дуги сиденья пассажира (труба 28x1, хромирование); 13 - проушины крепления рычагов задней подвески (лист s5); 14 - полка для крепления КПП (полоса 80x5); 15 - косынка установки шарнира рычага переключения передач (лист s3); 16 - выносы крепления педалей (труба 28x2, хромирование); 17-рычаг педали (лист s5, 2 шт., хромирование); 18 - лонжероны основные, нижние (труба 34x2); 19 - кронштейн крепления клаксона (уголок 50x50); 20 - балка центральная (труба 60x3); 21 - балка верхняя (труба 52x3); 22 - узел крепления двигателя (лист s5); 23 - перемычка (уголок 50x50); 24 - зашивка рамки (лист s3 с двух сторон); 25 - подножка (Х18Н9Т, груба 36x4); 26 - ось (X18Н9Т, пруток 028); 27 - заглушка (Х18Н9Т); 28 - кронштейн (лист s3); 29 - поперечина нижняя (труба 34x2); 30 - направляющая хвостовика механизма переключения передач (труба 28x1,5); 31 - основание сиденья пассажира (труба 20x1, хромирование).




Подвеска переднего колеса:
1,11 - конусы упорные (Х18Н9Т); 2 - спецгайка М12 (Х18Н9Т); 3 - траверса основная, верхняя (АК4); 4 - консоль основная (ВТЗ-1, пруток D40); 5 - траверса основная, нижняя (АК4); 6 - рычаг поперечный (Х18Н9Т, лист s10); 7-траверса нижняя (АК4); 8 - консоль подвижная (ВТЗ-1, пруток D28); 9 - траверса верхняя (АК4); 10,15,18 - втулки (Х18Н9Т); 12,13,16,17 - пружины сжатия; 14 - шайбы упорные; 19 - гайка М12; 20 - опора сферическая; 21 - шток (Х18Н9Т); 22 - ось (болт М12); 23 - втулки (бронза); 24 - гайка со сферической головкой.


назад, а при "провале" колеса действуют верхние пружины.

Над двигателем смонтирован каркас, служащий для установки аккумулятора (за сиденьем водителя) и укладки пассажирского сиденья. К подушке последнего пришнуровываются по бокам два объемистых кожаных кофра для какого-либо груза, которые к тому же прикрывают моторные агрегаты и придают законченный вид машине, выполненной в стиле "чопер". Этому же направлению моды отвечают подвеска переднего колеса и оформление руля, приборов, фары, бензобака и крыльев. Кстати, бак и уширенные задние крылья (каждое сделано из двух крыльев от мотоцикла "Урал") были покрашены автомобильной синтетической краской черного цвета и тщательно отшлифованы. Затем на подготовленную таким образом поверхность профессиональный художник нанес с помощью аэрографа рисунок на космическую тему. После чего все было покрыто прозрачным лаком и отполировано.

Кстати, А.Якубович, помимо индивидуального технического творчества, немало времени посвящает общественной деятельности. Дело в том, что в Жуковском имеется немало молодых людей, желающих в свободное от работы время заняться техническим творчеством. Алексей официально создал такой центр. Но ни администрация города, ни "лежащие" сегодня авиационные "киты" не могут или, скорее, не хотят помочь ему - выделить или сдать в аренду помещение, где можно было бы оборудовать соответствующую мастерскую. И получается, что при наличии в городе пустующих помещений базой для центра является частный гараж. А ведь сколько ребят можно было бы уберечь от пагубного влияния улицы и наркотиков?

В.КУДРИН

Вернутся в Архив

 

Сайт создан в системе uCoz