ЧТО БУДЕМ СТРОИТЬ?

Багги - понятие довольно растяжимое. От упрощённой легковой машины для прогулок "на природе" до специального кроссового автомобиля. Нужно что-то выбрать.Аппараты "чемпионского" уровня нам не подходят - дорого, да и убиться недолго. Если у Вас есть тысяч шестьдесят долларов на машину и столько же на запчасти, можно попытаться протянуть один сезон в Чемпионате России, но что Вы делаете на этом сайте? :-)

Кстати, водителю, не прошедшему специальную школу, нечего делать за рулём такой гоночной машины - покалечит себя и окружающих.

Итак, наша задача: с минимальными финансовыми затратами построить спортивный автомобиль. Желательно, "покруче" прокатных картов и багги. Назначение машины - обучение приёмам управления спорткаром и поднятие уровня адреналина в крови без угрозы жизни и здоровью. Варианты: спортивная, без компромиссов, или спортивно-прогулочная, на которой тоже можно "оторваться". Первую построим в лучших традициях советских баггистов 70-х - 80-х годов (даже используя их чертежи) - одноместную, предельно лёгкую, мощную, предназначенную для закрытых трасс (ну, в поле где-нибудь,или в брошеном карьере). Вторая же будет отличаться двухместным "салоном" и менее жёсткими требованиями к весу, устойчивости-управляемости и т.д. В отдельных случаях (вообще-то это ерунда, но может, кому-то понравится - будет статья), можно даже попытаться использовать часть серийного кузова - только я этого не говорил :-) . Да, и не стоит "опускаться" до четырёхместных машин - Вам будет вполне достаточно одного пассажира, то есть, я хотел сказать, пассажирки :-), остальные - лишний вес. В такой машине неплохо бы предусмотреть второй комплект педалей и значок "У" - если Ваша подруга занята, а развесовку машины нарушать не хочется, побудьте чьим-нибудь инструктором - мало ли желающих "порулить"? Только посмотрите, как это устроено в машинах в автошколе - чтобы педали инструктора были "главнее".

Реальных "доноров" агрегатов вижу два: мотоколяска СЗД ("инвалидка") и "Запорожец" любой модели. Если детали шасси взяты от СЗД или "горбатого" ЗАЗ-965, можно попытаться установить мотор от мотоцикла "Днепр" или "Урал" с коробкой передач от любого 30-сильного "Запорожца". К такой коробке также можно присоединить двигатель мотоколяски или мотоцикла "ИЖ-Планета" - агрегат получится надёжнее и удобнее "инвалидского" .

Если Вы готовы растерзать комплектный, но гнилой ЗАЗ-968, или мотоколяску (а повезёт - то и микроавтобус Фольксваген-Т2,построенный на агрегатах "Жука") особо мудрить не придётся: потребуется только изготовить раму, а все узлы в сборе перебрать и переставить с "донора".  Почему не желательно связываться с другими автомобилями (и как всё-таки связяться, если другого выхода нет) - расскажу в другой раз.

Если в Ваши руки попала "инвалидка", смело используйте статью о багги-ЭРМЗ с чертежами "Начнём с нуля" . Лучше вряд ли получится. Хотя я бы установил на неё двухконтурный главный тормозной цилиндр от "Жигулей" и не мудрил с заменой династартёра аккумулятором и кик-стартёром. И передний мост не варил бы, а прикрутил болтами (может, здесь я и неправ). Как и в случае с "Запорожцем", самодельной будет только рама. При желании, можно несколько изменить заднюю её часть и установить коробку передач ЗАЗ от 30-сильного мотора.

Думаю, и те, кто выбрал своей жертвой "Запорожец", также могут воспользоватьзя чертежами багги-ЭРМЗ. Нужно на пару миллиметров увеличить сечения труб (например,на дуги пойдёт труба O42х2,5) и скорректировать размеры самой машины - колея,база, расположение водителя , мостов и других агрегатов должны строго соответствовать компоновке "жертвы", только водителя посадите посередине, если строите одноместную машину. И пусть Вас не смущает пустое место вместо задних сидений - посмотрите на чехословацкие заднемоторные багги в статье "Багги кубка дружбы" на этом сайте.Допустимо, даже полезно, удлиннить базу миллиметров на 150. Ещё, естественно, придётся адаптировать заднюю часть рамы под крепление силового агрегата ЗАЗ и придумывать кронштейны под мелкие узлы. Не забудьте о верхних точках крепления передних амортизаторов. Очень удачной кажется идея наклона переднего моста назад - нужно повторить, особенно на одноместной спортивной машине (у ЗАЗ и СЗД передние мосты конструктивно одинаковы - такие же, как на "Жуке"). Конструкцию рулевого управления тоже стоит применить ЭРМЗ-шную, реечную, а рейку приспособить от "Таврии". Но можно и "запорожский" рулевой редуктор оставить, особенно на двухместном багги. В случае с одноместной машиной, или с применением рейки придётся "похимичить" с рулевыми тягами. Ну и привод переключения передач на одноместной машине с коробкой ЗАЗ (в т.ч. и багги-350) нужно как-то решить. Обшивку рамы в любом случае стоит сделать не из алюминиевого листа, а из стального, как это сделано на серийном ВАЗовском багги Б-2908. На днище идёт лист толщиной 1 мм, на боковины и т.д. - 0,8 мм, на багги-350 можно попробовать лист чуть потоньше. Листы привариваются к трубам точечной сваркой или электрозаклёпками (вид сварного соединения, кто не знает - спросите у знакомого сварщика) с шагом 30 - 40 мм.

Тем, кто собирается построить двухместную прогулочную машину, рекомендую "творчески переработать" какой-нибудь спортивный багги. Сообразуясь с размерами и компоновкой автомобиля-"жертвы", добавляем к основанию рамы (на рисунке - чёрное, а рычаги подвески - синие) исходного багги пару элементов (на рисунке - красные), позволяющих расширить "салон", если его так можно назвать.

Соответственно, шире станут и дуги безопасности. Просмотрите "Фотоальбом", там есть прогулочные машины аж на 4-х пассажиров. Я уже говорил, что такое количество людей ни к чему, но какие-то идеи, воплощённые в этих багги, могут пригодиться.

И ещё: лучше, если Ваша машина будеит иметь заднемоторную компоновку - как "Запорожец". Вообще-то, в Большом спорте сейчас такие и строят, хотя раньше этот вопрос был спорным - см., например. статью "Багги Кубка дружбы". Мотор, вывешенный за заднюю ось, легко доступен для обслуживания, его можно достаточно быстро снять,и даже заменить совсем другим - через переходную плиту. Защищается двигатель трубчатым каркасом, который крепится к раме несколькими болтами.

Теперь позволю себе почитать морали - если Вы собираетесь чинно дефилировать по пустынным переулкам (зачем тогда багги?), пропустите пару абзацев. Факты: недавно на моих глазах "Опель-Астра" въехал в стоящийЗИЛ на скорости пешехода - 5 - 7 км/ч. Водитель был не пристёгнут, и лицо его после удара об руль выглядело так, будто его час били. Удар на скорости 50 км/ч по нагрузкам на организм тех, кто в машине равносилен прыжку (или падению) с четвёртого этажа - многие непристёгнутые водители и пассажиры становятся трупами. Многих пешеходов постигла та же участь при наезде на них со скоростями 30 - 40 км/ч (честное слово, прямо в день написания этой статьи видел мозги на асфальте - там скорость была не больше!). Сразу отвечаю на возражения типа "знакомый попал в аварию на 160 км/ч,и выжил: во-первых он несколько приврал, и скорость была 100 , во-вторых, это скорость до возникновения аварийной ситуации. Потом водитель начал тормозить, и на момент столкновения успел замедлиться до 60, вот и отделался Ваш знакомый реанимацией вместо морга.Но так везёт далеко не всем. А при столкновении на "сотке" и хоронить, обычно, нечего. Далее. При наезде сзади на стоящий автомобиль, оснащённый "дохлыми" сиденьями, или в котором нет подголовников, люди, сидевшие в нём становились инвалидами от переломов позвоночника. Автомобиль, тем более со спортивным уклоном, является СРЕДСТВОМ ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ, есть даже такой юридический термин. А если ещё водитель малоопытный... Постарайтесь (хотя бы сначала) прокладывать свои трассы там, где совсем нет ни людей, ни машин, ни тракторов. Лучше "отрываться" вообще в чистом поле, где нет деревьев и других неподвижных препятствий. Обязательно пользуйтесь закрытым мотоциклетным шлемом и ремнём безопасности, и следите, чтобы то же самое делал пассажир. Ремни обязательно регулируйте под каждого конкретного человека - это занимает меньше времени, чем семилетняя отсидка на зоне за неумышленное убийство пассажира средством повышенной опасности. Прикиньте, что может получиться, если машина перевернётся и проедется на крыше, а ремни не удержат на своих местах тех, кто в ней сидел, да ещё без шлема. Под правильно отрегулированый ремень ладонь должна проходить с трудом - если ремень натянут слабее, из-под него при аварии просто выскальзывают.

Даже чисто спортивные багги в обязательном порядке оснащаются огнетушителем. подголовником, ремнями безопасности, зеркалом заднего вида и стоп-сигналами. Если хотите своей машиной пользоваться не только на спецтрассах, но и на дорогах общего пользования, придётся "изуродовать" её ещё бамперами, фарами и указателями поворотов. В любом случае, трубы на раму следует покупать в магазине или на металлобазе, и сохранить все бумажки, которые там выдадут. Минимум - товарный чек. От "растёрзываемого" автомобиля нужно иметь техпасполрт, или (лучше) свидетельство о снятии с учёта.

О конструктивных мерах безопасности: "запорожское" сиденье выкиньте, а если жалко, закрепите его в машине по-нормальному, а не так, как в "Запорожце". Как в этом случае сделать подголовник, рассказано в статье о багги-ЭРМЗ. Но лучше подобрать на "разборке" (где машины старые разбирают, а не пацаны разбираются :-) ) сиденье от какой-нибудь немецкой машины - жёсткое, с мощной боковой поддержкой и встроеным подголовником. Садиться в него Вы должны "с характерым щелчком".Обойдётся долларов в 10. Если повезёт, можно найти бэушное "Рекаро",но значительно дороже (новые вообще стоят от 500 долл. за штуку). Ещё дороже - под 200 долл. - русские "UNP" - их пока бэушных нет. Подголовник, кстати, нужен не для отдыха, а для защиты шейных позвонков при наезде сзади, или, если машину развернёт, и ударит задом об препятствие. Если поблизости от Вас водятся автоспортсмены - хотя бы картингисты - попробуйте купить специальное спортивное сиденье у них - прямо с четырёхточечными ремнями. Не стоит забывать, что и обычные, трёхточечные ремни спасли не одну тысячу жизней, и нам подойдут. Только регулируйте их правильно! И ещё: сиденье с боковой поддержкой и плотный ремень позволяют тоньше чувствовать машину.

Постарайтесь не применять в конструкции стёкол - только сетку (сварную,а не рабицу!!!), как и принято на багги. Это относится и к прогулочным машинам. Ещё раз напомню о желательности двухконтурных тормозов (вообще-то, во всех "Требованиях" говорится об их обязательном применении) - собрать их не сложнее, чем одноконтурные, только главный цилиндр другой. За дисковыми тормозами не гонитесь - родных "запорожских" барабанных хватает машинам мощностью 120 л.с. - см "Багги кубка дружбы".

Шины, на мой взгляд, стоит использовать ЛуАЗовские - багги всё-таки "заточены" под грунтовые дороги.Но если большая часть пробега придётся на асфальт - ставьте универсальные.Зимнюю резину используйте только зимой - стоит она дороже обычной, а изнашивается быстрее. Если есть желание подробнее разобраться в этом вопросе (да и во многих других)- читайте многочисленные экспертизы в журнале "За рулём"

Думаю, что на рекомендации тщательно относится к изготовлению и переборке узлов рулевого управления и тормозов даже бума... килобайты тратить не стоит.

Очень советую накупить побольше книг типа "Ремонт автомобиля ЗАЗ" разных авторов - они друг друга взаимно дополнят. Если у Вас узлы шасси, например, от одной машины, коробка передач - от другой, а мотор от мотоцикла, придётся покупать литературу по всем "донорам".

Вобщем, беритесь за карандаш (кому удобнее - открывайте Autocad), потом за сварки-болгарки, гаечные ключи, и дерзайте. Если что получится - пишите, присылайте фотки и чертежи - другим же тоже интересно! Buggy forewer!

Константин Познахирко

Вернутся в Архив

 

Сайт создан в системе uCoz