Багги
- понятие довольно растяжимое. От
упрощённой легковой машины для прогулок
"на природе" до специального
кроссового автомобиля. Нужно что-то выбрать.Аппараты
"чемпионского" уровня нам не подходят -
дорого, да и убиться недолго. Если у Вас есть
тысяч шестьдесят долларов на машину и
столько же на запчасти, можно попытаться
протянуть один сезон в Чемпионате России,
но что Вы делаете на этом сайте? :-)
Кстати,
водителю, не прошедшему специальную школу,
нечего делать за рулём такой гоночной
машины - покалечит себя и окружающих.
Итак,
наша задача: с минимальными финансовыми
затратами построить спортивный автомобиль.
Желательно, "покруче" прокатных картов
и багги. Назначение машины - обучение
приёмам управления спорткаром и поднятие
уровня адреналина в крови без угрозы жизни
и здоровью. Варианты: спортивная, без
компромиссов, или спортивно-прогулочная, на
которой тоже можно "оторваться".
Первую построим в лучших традициях
советских баггистов 70-х - 80-х годов (даже
используя их чертежи) - одноместную,
предельно лёгкую, мощную, предназначенную
для закрытых трасс (ну, в поле где-нибудь,или
в брошеном карьере). Вторая же будет
отличаться двухместным "салоном" и
менее жёсткими требованиями к весу,
устойчивости-управляемости и т.д. В
отдельных случаях (вообще-то это ерунда, но
может, кому-то понравится - будет статья),
можно даже попытаться использовать часть
серийного кузова - только я этого не говорил
:-) . Да, и не стоит "опускаться" до
четырёхместных машин - Вам будет вполне
достаточно одного пассажира, то есть, я
хотел сказать, пассажирки :-), остальные -
лишний вес. В такой машине неплохо бы
предусмотреть второй комплект педалей и
значок "У" - если Ваша подруга занята, а
развесовку машины нарушать не хочется,
побудьте чьим-нибудь инструктором - мало ли
желающих "порулить"? Только посмотрите,
как это устроено в машинах в автошколе -
чтобы педали инструктора были "главнее".
Реальных
"доноров" агрегатов вижу два:
мотоколяска СЗД ("инвалидка") и "Запорожец"
любой модели. Если детали шасси взяты от СЗД
или "горбатого" ЗАЗ-965, можно
попытаться установить мотор от мотоцикла
"Днепр" или "Урал" с коробкой
передач от любого 30-сильного "Запорожца".
К такой коробке также можно присоединить
двигатель мотоколяски или мотоцикла "ИЖ-Планета"
- агрегат получится надёжнее и удобнее "инвалидского"
.
Если
Вы готовы растерзать комплектный, но гнилой
ЗАЗ-968, или мотоколяску (а повезёт - то и
микроавтобус Фольксваген-Т2,построенный на
агрегатах "Жука") особо мудрить не
придётся: потребуется только изготовить
раму, а все узлы в сборе перебрать и
переставить с "донора". Почему не
желательно связываться с другими
автомобилями (и как всё-таки связяться, если
другого выхода нет) - расскажу в другой раз.
Если
в Ваши руки попала "инвалидка", смело
используйте статью о багги-ЭРМЗ с чертежами
"Начнём с нуля" . Лучше вряд ли
получится. Хотя я бы установил на неё
двухконтурный главный тормозной цилиндр от
"Жигулей" и не мудрил с заменой
династартёра аккумулятором и кик-стартёром.
И передний мост не варил бы, а прикрутил
болтами (может, здесь я и неправ). Как и в
случае с "Запорожцем", самодельной
будет только рама. При желании, можно
несколько изменить заднюю её часть и
установить коробку передач ЗАЗ от 30-сильного
мотора.
Думаю,
и те, кто выбрал своей жертвой "Запорожец",
также могут воспользоватьзя чертежами
багги-ЭРМЗ. Нужно на пару миллиметров
увеличить сечения труб (например,на дуги
пойдёт труба O42х2,5) и скорректировать
размеры самой машины - колея,база,
расположение водителя , мостов и других
агрегатов должны строго соответствовать
компоновке "жертвы", только водителя
посадите посередине, если строите
одноместную машину. И пусть Вас не смущает
пустое место вместо задних сидений -
посмотрите на чехословацкие заднемоторные
багги в статье "Багги кубка дружбы" на
этом сайте.Допустимо, даже полезно,
удлиннить базу миллиметров на 150. Ещё,
естественно, придётся адаптировать заднюю
часть рамы под крепление силового агрегата
ЗАЗ и придумывать кронштейны под мелкие
узлы. Не забудьте о верхних точках
крепления передних амортизаторов. Очень
удачной кажется идея наклона переднего
моста назад - нужно повторить, особенно на
одноместной спортивной машине (у ЗАЗ и СЗД
передние мосты конструктивно одинаковы -
такие же, как на "Жуке"). Конструкцию
рулевого управления тоже стоит применить
ЭРМЗ-шную, реечную, а рейку приспособить от
"Таврии". Но можно и "запорожский"
рулевой редуктор оставить, особенно на
двухместном багги. В случае с одноместной
машиной, или с применением рейки придётся
"похимичить" с рулевыми тягами. Ну и
привод переключения передач на одноместной
машине с коробкой ЗАЗ (в т.ч. и багги-350) нужно
как-то решить. Обшивку рамы в любом случае
стоит сделать не из алюминиевого листа, а из
стального, как это сделано на серийном
ВАЗовском багги Б-2908. На днище идёт лист
толщиной 1 мм, на боковины и т.д. - 0,8 мм, на
багги-350 можно попробовать лист чуть
потоньше. Листы привариваются к трубам
точечной сваркой или электрозаклёпками (вид
сварного соединения, кто не знает - спросите
у знакомого сварщика) с шагом 30 - 40 мм.
Тем,
кто собирается построить двухместную
прогулочную машину, рекомендую "творчески
переработать" какой-нибудь спортивный
багги. Сообразуясь с размерами и
компоновкой автомобиля-"жертвы",
добавляем к основанию рамы (на рисунке -
чёрное, а рычаги подвески - синие) исходного
багги пару элементов (на рисунке - красные),
позволяющих расширить "салон", если
его так можно назвать.
Соответственно,
шире станут и дуги безопасности.
Просмотрите "Фотоальбом", там есть
прогулочные машины аж на 4-х пассажиров. Я
уже говорил, что такое количество людей ни к
чему, но какие-то идеи, воплощённые в этих
багги, могут пригодиться.
И
ещё: лучше, если Ваша машина будеит иметь
заднемоторную компоновку - как "Запорожец".
Вообще-то, в Большом спорте сейчас такие и
строят, хотя раньше этот вопрос был спорным
- см., например. статью "Багги Кубка дружбы".
Мотор, вывешенный за заднюю ось, легко
доступен для обслуживания, его можно
достаточно быстро снять,и даже заменить
совсем другим - через переходную плиту.
Защищается двигатель трубчатым каркасом,
который крепится к раме несколькими
болтами.
Теперь
позволю себе почитать морали - если Вы
собираетесь чинно дефилировать по
пустынным переулкам (зачем тогда багги?),
пропустите пару абзацев. Факты: недавно на
моих глазах "Опель-Астра" въехал в
стоящийЗИЛ на скорости пешехода - 5 - 7 км/ч.
Водитель был не пристёгнут, и лицо его после
удара об руль выглядело так, будто его час
били. Удар на скорости 50 км/ч по нагрузкам на
организм тех, кто в машине равносилен
прыжку (или падению) с четвёртого этажа -
многие непристёгнутые водители и пассажиры
становятся трупами. Многих пешеходов
постигла та же участь при наезде на них со
скоростями 30 - 40 км/ч (честное слово, прямо в
день написания этой статьи видел мозги на
асфальте - там скорость была не больше!).
Сразу отвечаю на возражения типа "знакомый
попал в аварию на 160 км/ч,и выжил: во-первых
он несколько приврал, и скорость была 100 , во-вторых,
это скорость до возникновения аварийной
ситуации. Потом водитель начал тормозить, и
на момент столкновения успел замедлиться
до 60, вот и отделался Ваш знакомый
реанимацией вместо морга.Но так везёт
далеко не всем. А при столкновении на "сотке"
и хоронить, обычно, нечего. Далее. При наезде
сзади на стоящий автомобиль, оснащённый "дохлыми"
сиденьями, или в котором нет подголовников,
люди, сидевшие в нём становились инвалидами
от переломов позвоночника. Автомобиль, тем
более со спортивным уклоном, является
СРЕДСТВОМ ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ, есть даже
такой юридический термин. А если ещё
водитель малоопытный... Постарайтесь (хотя
бы сначала) прокладывать свои трассы там,
где совсем нет ни людей, ни машин, ни
тракторов. Лучше "отрываться" вообще в
чистом поле, где нет деревьев и других
неподвижных препятствий. Обязательно
пользуйтесь закрытым мотоциклетным шлемом
и ремнём безопасности, и следите, чтобы то
же самое делал пассажир. Ремни обязательно
регулируйте под каждого конкретного
человека - это занимает меньше времени, чем
семилетняя отсидка на зоне за неумышленное
убийство пассажира средством повышенной
опасности. Прикиньте, что может получиться,
если машина перевернётся и проедется на
крыше, а ремни не удержат на своих местах
тех, кто в ней сидел, да ещё без шлема. Под
правильно отрегулированый ремень ладонь
должна проходить с трудом - если ремень
натянут слабее, из-под него при аварии
просто выскальзывают.
Даже
чисто спортивные багги в обязательном
порядке оснащаются огнетушителем.
подголовником, ремнями безопасности,
зеркалом заднего вида и стоп-сигналами.
Если хотите своей машиной пользоваться не
только на спецтрассах, но и на дорогах
общего пользования, придётся "изуродовать"
её ещё бамперами, фарами и указателями
поворотов. В любом случае, трубы на раму
следует покупать в магазине или на
металлобазе, и сохранить все бумажки,
которые там выдадут. Минимум - товарный чек.
От "растёрзываемого" автомобиля нужно
иметь техпасполрт, или (лучше)
свидетельство о снятии с учёта.
О
конструктивных мерах безопасности: "запорожское"
сиденье выкиньте, а если жалко, закрепите
его в машине по-нормальному, а не так, как в
"Запорожце". Как в этом случае сделать
подголовник, рассказано в статье о багги-ЭРМЗ.
Но лучше подобрать на "разборке" (где
машины старые разбирают, а не пацаны
разбираются :-) ) сиденье от какой-нибудь
немецкой машины - жёсткое, с мощной боковой
поддержкой и встроеным подголовником.
Садиться в него Вы должны "с характерым
щелчком".Обойдётся долларов в 10. Если
повезёт, можно найти бэушное "Рекаро",но
значительно дороже (новые вообще стоят от 500
долл. за штуку). Ещё дороже - под 200 долл. -
русские "UNP" - их пока бэушных нет.
Подголовник, кстати, нужен не для отдыха, а
для защиты шейных позвонков при наезде
сзади, или, если машину развернёт, и ударит
задом об препятствие. Если поблизости от
Вас водятся автоспортсмены - хотя бы
картингисты - попробуйте купить
специальное спортивное сиденье у них -
прямо с четырёхточечными ремнями. Не стоит
забывать, что и обычные, трёхточечные ремни
спасли не одну тысячу жизней, и нам подойдут.
Только регулируйте их правильно! И ещё:
сиденье с боковой поддержкой и плотный
ремень позволяют тоньше чувствовать машину.
Постарайтесь
не применять в конструкции стёкол - только
сетку (сварную,а не рабицу!!!), как и принято
на багги. Это относится и к прогулочным
машинам. Ещё раз напомню о желательности
двухконтурных тормозов (вообще-то, во всех
"Требованиях" говорится об их
обязательном применении) - собрать их не
сложнее, чем одноконтурные, только главный
цилиндр другой. За дисковыми тормозами не
гонитесь - родных "запорожских"
барабанных хватает машинам мощностью 120 л.с.
- см "Багги кубка дружбы".
Шины,
на мой взгляд, стоит использовать
ЛуАЗовские - багги всё-таки "заточены"
под грунтовые дороги.Но если большая часть
пробега придётся на асфальт - ставьте
универсальные.Зимнюю резину используйте
только зимой - стоит она дороже обычной, а
изнашивается быстрее. Если есть желание
подробнее разобраться в этом вопросе (да и
во многих других)- читайте многочисленные
экспертизы в журнале "За рулём"
Думаю,
что на рекомендации тщательно относится к
изготовлению и переборке узлов рулевого
управления и тормозов даже бума... килобайты
тратить не стоит.
Очень
советую накупить побольше книг типа "Ремонт
автомобиля ЗАЗ" разных авторов - они друг
друга взаимно дополнят. Если у Вас узлы
шасси, например, от одной машины, коробка
передач - от другой, а мотор от мотоцикла,
придётся покупать литературу по всем "донорам".
Вобщем,
беритесь за карандаш (кому удобнее -
открывайте Autocad), потом за сварки-болгарки,
гаечные ключи, и дерзайте. Если что
получится - пишите, присылайте фотки и
чертежи - другим же тоже интересно! Buggy forewer!